Условия успешного речевого развития ребенка

Человек всю жизнь совершенствует свою речь. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важная ступень в овладении речью приходится на дошкольный период. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.

 Каковы же условия успешного речевого развития дошкольника?

  1. Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения (улыбки, смех, ласковый тон голоса..). В это время закладываются основы будущей речи с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
  2. Создание условий для общения с другими детьми. Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребёнка, совершенно отличная от общения с взрослыми. Общение возникает в совместной деятельности детей. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребёнка становится речевое общение. Развитие ребёнка особенно плодотворно происходит в коллективных видах деятельности: играх, создании альбома (панно, иллюстраций), изготовление украшений к празднику, выполнение декораций и др.. Они стимулируют развитие общения между детьми, а, следовательно, и речь.
  3. Речь взрослого- пример для подражания.
  4. Развитие мелкой моторики. Развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребёнка речи, тогда как недоразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит эти процессы.
  5. Удовлетворение любознательности ребёнка. Речь служит орудием познавательной деятельности дошкольника. Познавательный опыт ребёнок приобретет в самой разнообразной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, конструктивной, изобразительной. Ребенок хорошо расскажет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Правильное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.
  6. Чтение художественной литературы, заучивание стихов, произведений фольклора (сказки, загадки, пословицы, считалки, поговорки, потешки и др.). В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, обогащает эмоции, развивает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Произведения фольклора раскрывают меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, образными выражениями и сравнениями.
  7. Совместные экскурсии, посещения театров, музеев, выставок. Осуществляется обогащение словаря, стимулируется речевая активность и познавательная потребность детей.
  8. Главное условие успешного речевого развития дошкольника является создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда дошкольника — это речь родителей, воспитателей и окружающих людей, фольклор и художественная литература, радио, интернет и телевидение, кино и театр… При этом многое зависит от умения взрослого активизировать ребенка, находить доступные поводы для разговора, общения с малышом.

                                                                                                           учитель -логопед, Кузьмина И.С

                                                                                                                          

Условия успешного речевого развития ребенка: 4 комментария

  1. Мой ребёнок ходит в детский сад. Эта информация мне очень пригодится. Будем стараться в семье создавать все условия для правильного речевого развития своего малыша. Спасибо.

  2. Очень важная тема. Думаю, что все родители понимают, как важно развивать речь детей. А вот каким образом, не все знают. Советы педагога полезны.
    Хотелось бы ещё узнать, как активизировать речь ребенка, что для этого нужно.

    1. Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги ( на, в, под, за, с, из) и союзы потому что, если, когда.
      В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее — шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.).
      Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье.
      Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью.
      Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

Добавить комментарий для Ольга Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *