Человек всю жизнь совершенствует свою речь. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важная ступень в овладении речью приходится на дошкольный период. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.
Каковы же условия успешного речевого развития дошкольника?
- Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения (улыбки, смех, ласковый тон голоса..). В это время закладываются основы будущей речи с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
- Создание условий для общения с другими детьми. Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребёнка, совершенно отличная от общения с взрослыми. Общение возникает в совместной деятельности детей. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребёнка становится речевое общение. Развитие ребёнка особенно плодотворно происходит в коллективных видах деятельности: играх, создании альбома (панно, иллюстраций), изготовление украшений к празднику, выполнение декораций и др.. Они стимулируют развитие общения между детьми, а, следовательно, и речь.
- Речь взрослого- пример для подражания.
- Развитие мелкой моторики. Развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребёнка речи, тогда как недоразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит эти процессы.
- Удовлетворение любознательности ребёнка. Речь служит орудием познавательной деятельности дошкольника. Познавательный опыт ребёнок приобретет в самой разнообразной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, конструктивной, изобразительной. Ребенок хорошо расскажет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Правильное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.
- Чтение художественной литературы, заучивание стихов, произведений фольклора (сказки, загадки, пословицы, считалки, поговорки, потешки и др.). В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, обогащает эмоции, развивает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Произведения фольклора раскрывают меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, образными выражениями и сравнениями.
- Совместные экскурсии, посещения театров, музеев, выставок. Осуществляется обогащение словаря, стимулируется речевая активность и познавательная потребность детей.
- Главное условие успешного речевого развития дошкольника является создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда дошкольника — это речь родителей, воспитателей и окружающих людей, фольклор и художественная литература, радио, интернет и телевидение, кино и театр… При этом многое зависит от умения взрослого активизировать ребенка, находить доступные поводы для разговора, общения с малышом.
учитель -логопед, Кузьмина И.С
Мой ребёнок ходит в детский сад. Эта информация мне очень пригодится. Будем стараться в семье создавать все условия для правильного речевого развития своего малыша. Спасибо.
Очень важная тема. Думаю, что все родители понимают, как важно развивать речь детей. А вот каким образом, не все знают. Советы педагога полезны.
Хотелось бы ещё узнать, как активизировать речь ребенка, что для этого нужно.
Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?
Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги ( на, в, под, за, с, из) и союзы потому что, если, когда.
В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее — шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.).
Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье.
Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью.
Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.