Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация обычно протекает с массой сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш постоянно находится в нервно-психическом напряжении.

Следует уточнить, что стресс у ребенка возникает в большей степени из –за отрыва от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с ней и, вдруг, его любимая мама оставила его в новой обстановки и с незнакомыми ему ранее детьми.

К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. Психика его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.

Различают следующие степени адаптации ребёнка к условиям детского сада:

Тяжелая степень адаптации — дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.

Поведение ребенка:

Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду.

Необходимо помнить, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо родителей и воспитателей, нужен еще педиатр или узкий специалист!

Средняя степень адаптации — в эту группу попадают дети без нервных расстройств — они в детском саду начинают часто болеть. Это происходит из-за обмена всевозможными инфекциями. Подобную «прививку» могут выдержать далеко не все дети — у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.

Поведение ребенка:

Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

Легкая адаптация — наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу — они посещают садик без особых потерь, с желанием. Изменения, которые видны в поведении ребенка кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели.

Поведение ребенка:

Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Таким образом, можно сказать, что устройство ребенка в детский сад тяжелое испытание, к которому надо готовить малыша заранее.

                                                                                                          педагог-психолог,  Г.Я.Измайлова

Адаптация ребенка в детском саду: 4 комментария

  1. Мой ребенок в первые две недели приходил домой каким-то измученным и нервным. С чем это может быть связано?

    1. В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, изменение режима дня, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.
      Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше, чем через 2-3 месяца. Следует помнить, что степень адаптации может зависеть не только от особенностей нервной системы малыша, но и от того является ли он частоболеющим или, возможно, этот ребенок воспитывается в неблагополучной семье. Все это усложняет течение адаптации.

    1. • Используйте сказки! Придумайте одну-две сказки, в которых участвуют значимые для вашего ребёнка персонажи (например, лесные звери). Обыграйте в сказке проблему, с которой ваш ребенок столкнулся в садике. Расскажите, как персонажи справились с такой проблемой и как им теперь хорошо и интересно ходить в садик. Слушая сказки, дети ассоциируют понравившихся им героев с собой и готовы перенимать их поведение и эмоции. По окончании сказки можно поговорить с ребёнком о том, понравилась ли ему сказка, кто его любимый герой? На кого он хотел бы быть похожим? Почему? А как ещё можно было поступить в подобной ситуации? и т. д
      • Оставляя ребёнка в садике, не забудьте сказать, что вы за ним обязательно вернётесь
      • Проявляйте интерес к занятиям ребёнка в детском саду (не стоит об этом расспрашивать на улице во время возвращения домой из садика, ведь ребёнок в это время занят изучением улицы). Внимательно и с интересом выслушивайте рассказы ребёнка о событиях в садике
      • Сохраняйте дома продукты творчества, которые ребёнок приносит из детского сада (поделки, рисунки и т. п.)
      • Можно поиграть дома в детский сад. Для этого можно использовать имеющиеся игрушки. Одна из этих игрушек может символизировать ребёнка или «новенького» в садике, которому другие «дети» помогают. Понаблюдайте за спонтанной активностью ребёнка во время подобных игр. Что он говорит? Что делает? Какую стратегию избирает? Видны ли проблемные зоны? Можно ли их проработать в рамках игры?
      • Покажите ребёнку, что его посещение садика — это важное дело. Вы ходите на работу, а он в садик.
      • Маленькие дети очень сильно привязаны к маме. К папе чуть меньше. В таком случае имеет смысл отводить ребёнка в садик не маме, а папе. Тогда расставание пройдёт чуть-чуть спокойнее.
      • Рассказывайте ребёнку о положительных сторонах посещения садика (много игрушек, дети-друзья, прогулки, творчество и т. д.)
      • Перед началом посещения садика можно начать вводить элементы режима, который используется в садике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *