Цветовосприятие в жизни дошкольников

Наш мир удивителен и ярок многообразием цветов и оттенков. Цвет – это яркая сторона детства. Дети реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Именно дошкольное детство является периодом, в котором происходит интенсивное развитие зрительного восприятия малыша, в процессе которого происходит анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз, т.е. восприятие цвета может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно нужно увидеть.

Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, память, обогащает речь, создает фундамент для развития творческого воображения. Какого цвета апельсин, а какого цвета яблоко? Почему летом листочки зеленые, а осенью оранжевые и желтые? Зеленая лягушка прячется под зеленым листочком, а белого зайчика незаметно зимой на снегу. Все познание окружающего мира, его связей, взаимозависимостей идет в тесном контакте с цветовосприятием. Именно цвет делает это познание предметным, живым, реалистичным. Таким образом, путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.

учитель-логопед М.М.Митрофанова

Цветовосприятие в жизни дошкольников: 4 комментария

    1. Развитие цветовосприятия у ребенка носит постепенный характер.
      От рождения до 3 лет.
      В развитии зрительного восприятия на данном возрастном этапе огромную роль играет разнообразное окружение ребенка, в том числе цветовое: яркие игрушки, красочные обои на стенах детской комнаты, постельное белье, шторы, одежда и др. Все это привлекает взгляд крохи, заставляет его сосредотачиваться, рассматривать, а вместе с тем развивать свое зрительное восприятие. Однако до 3 лет малыш еще не использует свое зрение в полную силу, цвет привлекает его внимание, но он не связан с предметами, которые ребенок различает по форме, а не по окраске. Да и видит кроха пока немного цветов, преимущественно оттенки желтого, оранжевого и красного.
      3–4 года – это возраст активных игр, в которых малыш осваивает предметный мир. Именно в этом возрасте цвет становится важной характеристикой предметов и частью представлений о мире. Пока для ребенка яркость оттенка важнее реалистичности. Вот и появляются на детских рисунках красные лошадки, зеленые собачки, голубые кошечки. Однако именно в этом возрасте должны закладываться правильные представления о цветовой гамме объектов (белая лошадь, серый котенок, коричневый щенок). Ребенок способен различать 5–6 цветов и начинает обращать внимание на цветовые характеристики объектов, поэтому «неправильную» окраску объектов на своем рисунке может объяснять очень оригинально, с фантазией: зеленая лошадка такая, потому что валялась в травке, а голубая пила водичку; розовая киска, потому что она хочет быть красивой, а оранжевый зайчик, потому что белого на листочке бумаги не видно.
      В этом возрасте малыши интересуются цветом игрушек («Не хочу зеленую машину, а хочу красную!»), с удовольствием рассматривают цветные картинки в книжках, радуются яркой одежде. А разрисовывая фломастерами стены или свои части тела, дети искренне хотят, чтобы вокруг было все красиво.
      Дети до 4 лет могут путать цвета и их названия, особенно если это касается похожих цветов, например, красного и оранжевого или желтого и оранжевого. Так, для некоторых детей младшего и среднего дошкольного возраста красный и оранжевый – это один цвет. А темно-синий и голубой – совершенно разные. Первый воспринимается как темный, не вызывает положительных эмоций и редко используется в рисовании. А вот голубой оценивается как светлый и позитивный, хоть по популярности, несомненно, проигрывает красному и желтому.
      Также у некоторых детей этого возрастного этапа могут возникнуть сложности с запоминанием цветов. До трех лет малыши часто не связывают название цвета с ним самим. И красным могут назвать синий или зеленый мячик. Да и нередко слово «красный» для малышей становится синонимом «красивый», а то и вообще «приятный», «хороший». Устойчивой связи между названиями цветов и конкретным цветом еще не образовалось. Но это временное явление.
      К 5–6 годам познавательная сфера ребенка уже достаточно развита, он много знает, умеет анализировать информацию, сравнивать, делать выводы. Их неистощимая любознательность проявляется, в том числе, и в желании знать цвет предметов, причины его изменения, особенности смешивания цветов. Так, дети приходят в восторг от открытия, что смешав голубую краску и желтую, они получают зеленую.
      Кроме основных цветов, ребенок 6–7 лет различает множество оттенков и стремится знать их названия. Ведь процесс познания тесно связан с речевой деятельностью. Цвет начинает выполнять в этом возрасте и эстетическую функцию. Он становится важной частью представлений о красоте окружающего мира. Это заметно и в рисунках детей, и в выборе одежды, и в речи. Ребенок старается также выйти за рамки цветовых стереотипов и с огромным удовольствием изобретает собственные цвета, смешивая краски.

  1. Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда 2 цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, то есть видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе можно порекомендовать задания типа: «Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета», «Положи мячик в корзинку такого же цвета» и т.п.
    Когда ребенок научится определять сходство и различие цветов при их непосредственном контакте, т.е. путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу – к настоящему восприятию цвета, а затем и к называнию цветов. Например: «Собери в желтую корзинку кубики желтого цвета, а в красную – красные кубики», «Зеленый грузовик повезет зеленые огурцы, а желтый грузовик – желтые лимоны», «Какой по цвету грузовик привез лимоны? (Желтый грузовик). Какой по цвету грузовик привез огурцы (Зеленый грузовик)» и т.п. На этом этапе можно порекомендовать игры, предложенные в книге Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *