Воспитание самообслуживания- важнейший фактор развития самостоятельности дошкольников

Как научить своего ребенка убирать игрушки на место вы узнаете, если познакомитесь с нашими советами.

Дети интуитивно стремятся к предсказуемости во всех делах — это залог их спокойствия и уверенности. Это касается и вещей. Когда ребёнок знает, где он может взять конкретную вещь и куда её убрать, то он чувствует себя в большей безопасности, нежели в хаосе. 

Показывайте пример

До трёх лет дети легко усваивают нормы и правила, принятые в семье. Они буквально впитывают поведение взрослых членов семьи и стараются им подражать. Если мама, папа, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки всегда убирают вещи на место, то малыш будет делать так же. Не возникнет ситуации, когда ребёнок не хочет убирать за собой — после игры он будет делать это без напоминаний.

Бывает, что родители дожидаются дневного сна ребёнка и убирают разбросанные игрушки, пока он спит. Малыш просыпается и видит порядок, возникший словно по волшебству. Или просят старших детей убрать за младшим, и тогда малыш начинает думать, что за ним должны убирать другие.

Лучше убирать игрушки на глазах, сразу после занятия. Можно ничего не говорить и не придавать своим действиям особого значения — малыш всё увидит, впитает и последует примеру. Станьте моделью для подражания, особенно если он ещё не понимает, чего от него ждут. Покажите, что это приятная и необходимая часть занятия, демонстрируйте спокойствие и доброжелательность. Так получится превратить уборку для ребёнка в привычное повседневное дело.

Дети быстро впитывают привычки и поведение значимых взрослых, но безучастны к наставлениям. В попытках приучить ребёнка наводить порядок можно читать поучительные сказки или вести беседы на темы «это твои игрушки, ты несёшь за них ответственность». Но в силу незрелости детской психики, все эти доводы скорей всего останутся без внимания.

Любит и поддерживает порядок тот малыш, которого родители научили своим примером.

Установите правило убирать игрушки на место сразу после занятия

Там, где вещи не имеют своего места, ребёнок не сможет научиться убирать за собой. Если родители постоянно переставляют игрушки в разные места детской комнаты, то малыш будет их разбрасывать — ведь он не знает, куда их поставить. А там, где каждая вещь имеет постоянное место, ребёнку достаточно просто вернуть её туда, откуда взял.

Определите место для каждой игрушки и сообщите перед занятием:

— Посмотри, пожалуйста, колышки мы ставим вот сюда. Они стоят у нас вот на этой полке. Если ты хочешь поиграть, ты можешь взять и сесть вот здесь, на коврик. А после игры ты уберёшь колышки вот сюда.

После того как ребёнок поиграл, напоминаем:

— Смотри, колышки нужно поставить сюда.

Если каждый раз ставить колышки на вторую полку посередине, ребёнку проще запомнить, куда их убирать после игры. Но этого не произойдёт, если хранить игрушки в коробках или ящиках — придётся вываливать всё в кучу, чтобы найти нужную

Важно выдержать эту последовательность и постоянство — если вы убираете на место, значит, всегда убираете на место. Избегайте ситуаций, когда в спешке можно нарушить правило: «Ну ладно, мы уберём это позже, в другой раз». Ребёнок может не понимать, что стоит за конкретной ситуацией, но он чётко считывает сигнал: убирать не обязательно.

Убедитесь, что ребёнку действительно просто убрать за собой игрушки

Польза открытых полок для хранения игрушек не только в том, что малышу удобно брать и класть их на место. Но и в том, что полки помогают родителям понять оптимальное количество игрушек. Ведь самая частая причина беспорядка, когда их слишком много — ребёнку сложно собрать все игрушки. Он может впасть в отчаянье среди груды игрушек, раскиданных по всей комнате. Он не захочет убирать игрушки в таком состоянии, ведь это непосильная ноша для маленького терпения.

Попробуйте оставить буквально четыре-пять игрушек без большого количества деталей. Даже если они будут все сброшены с полок, это не так страшно для малыша и мамы — ведь понадобится всего несколько минут, чтобы восстановить порядок. Выкладывание детям каждый день новых трёх игрушек из сотни, имеющейся в доме, гораздо лучше учит убирать за собой, чем вознаграждение и «похвалюшки» за уборку кучи игрушек.

Не перегните палку

Не стоит слишком жёстко требовать и настаивать — в ответ можете получить протест. Если видите, что ребёнок не хочет убирать игрушки, возьмите паузу: «Я вижу, что ты не хочешь сейчас убирать. Но машинки нужно поставить на место. Я сейчас уберу, а в следующий раз уберёшь ты». И всё, не нужно накалять конфликт — убирание игрушек не должно стать неприятным процессом. Лучше вернуться к правилу уборки, когда оба будете спокойны.

Не нужно оставлять беспорядок только в комнате малыша «Везде в доме чисто, а почему тебя бардак?» Так не получится мотивировать выполнить задачу по наведению порядка. Научить делать что-то в раннем возрасте мы можем только вызывая интерес и удовольствие. Пока ребёнок мал, важно оставлять за ним право отказываться: «Хорошо, сегодня я соберу фигурки с пола. Как чисто и уютно стало!» — этого комментария будет достаточно. На следующий день у малыша будет лучше настроение, и он без напоминаний вернёт на полку все фигурки.

Со временем уборка перестанет быть проблемой, и вы даже можете поменяться ролями: «Мама, ты не убрала свои книги!»

Процесс уборки игрушек не всегда идёт чётко от начала до конца. Ребёнок до трёх лет может отвлечься на другое занятие, и это нормально. Позвольте ему отвлечься, а затем помогите вернуться к наведению порядка. К примеру, вы вместе начали убирать конструктор, и малыш складывает в корзину все детали, кроме жёлтых. Это не самый эффективный способ уборки, но эта деятельность полезна для развития — ребёнок пробует сортировать детали по цвету. Дайте ему время (если никуда не торопитесь) и верните через пару минут к уборке.

Иногда нужно дать чуть больше времени — малыш доиграет и затем уже спокойно уберёт. Бывает, что ему нужно сделать паузу в игре. Он может прерваться, чтобы попить воды или даже взять другую игрушку. А позже вернётся к прежней игре, закончит её и поставит на место.

Ребёнка может отвлечь более эмоционально насыщенное событие. Он был увлечён каким-то занятием, лепил или играл, а в этот момент пришёл с работы папа. Малыш побежал его встречать, потом вернулся к занятию на пару минут, потом опять к папе — ведь нужно столько всего рассказать. И к игре больше не вернулся, не убрал её на место, потому что деятельность сменилась.

Если мы говорим о ребёнке до трёх лет, то он делает только то, что наполнено энергией желания и непроизвольного интереса. Поэтому, если вы не успели привлечь его к уборке и он увлёкся другим занятием, нельзя прерывать его, чтобы принудить убрать предыдущее. Вы разрушите концентрацию на новом занятии, а прежнее малыш всё равно не уберёт толком. К тому же это будет манипулированием с вашей стороны, а то и принуждением.

И в итоге получим протест, уныние и неприятные эмоции к уборке вместо гордости за ответственное отношение к домашней обстановке. Именно из последнего, а не из неприятного опыта принуждения, вырастает к трём годам осознанная привычка убирать вещи на место.

В описанной ситуации ребёнок примерно посередине между «с глаз долой — из сердца вон», и более старшей ответственностью: он помнит о прежнем занятии, и мечется между ним и желанием сосредоточится на папином присутствии. Ему бы хотелось всё и сразу, но самостоятельно выстроить очерёдность пока не получается. Когда вы видите, что малыш помнит, как он хотел клеить (собирать башню или сортировать), но одновременно хочется побыть с папой, напомните о предыдущем занятии и уборке.

Папа может предложить:

— Я вижу, ты собирал башню. Хочешь продолжить? Нет? Тогда давай ты уберёшь её на место, пока я переодеваюсь, и мы с тобой поговорим.

— Как у тебя дела? Что делаешь? Строишь башню? Здорово. Хочешь, я подожду, пока ты достроишь, уберёшь, и мы с тобой пойдём ужинать?

Давайте возможность сделать выбор

Будь то свобода выбора занятия или свобода передвижения, в каждой ситуации ребёнку нужно предоставить альтернативу. Этот метод тоже помогает избежать сопротивления.

Если вы видите, что малыш не справляется с уборкой, предоставьте ему возможные варианты:

— Ты хочешь убрать красные кубики или синие?

— Нам нужно сначала убрать машины или дороги?

— Мне помочь или ты справишься сам?

— Мы начнём мыть мольберт сверху или снизу?

— Ты возьмёшь один кубик или два?

Выводы: что поможет ребёнку научиться убирать игрушки

Подготовленная среда и последовательное поведение родителей приводят к тому, что уже к трём годам ребёнок начинает убирать за собой без напоминаний.

  • Будьте примером: убирайте свои вещи на место.
  • Определите место для каждой вещи ребёнка.
  • Проследите, чтобы у малыша было ровно столько игрушек, сколько он способен убрать.
  • Поставьте игрушки на открытые полки по росту ребёнка.
  • Давайте свободу выбора: убирать самому или с вашей помощью, в какой последовательности убирать игрушки.
  • Каждый раз доброжелательно и спокойно напоминайте о необходимости убрать за собой.
  • За исключением тех случаев, когда ребёнок уже сконцентрировался на другом занятии. Здесь лучше напомнить об уборке позже или убрать самому.

                                                                                               воспитатель, Дулова Е.Н.

 

 

 

Воспитание самообслуживания- важнейший фактор развития самостоятельности дошкольников: 4 комментария

  1. Добрый день! Сейчас в магазинах огромный выбор игрушек, каждый раз просто теряешься, что же купить ребенку. Как выбирать правильные игрушки для детей?

    1. Добрый день!
      При выборе игрушек очень важно учитывать возрастные особенности: не выбирайте слишком простые или сложные игрушки.
      Выбирайте простые игрушки с одной-двумя функциями, не перегруженные дополнительными аксессуарами. Они помогут ребёнку сконцентрироваться и освоить разные виды движений.
      Предлагайте игрушки из разных материалов, чтобы разнообразить сенсорный опыт малыша.
      Важно, чтобы игрушка была изготовлена из безопасных материалов, просите у продавца сертификат качества на товар. Проверяйте прочность крепления частей, наличие острых краёв и мелких деталей.
      Выбирайте эстетичные игрушки приятных естественных цветов, чтобы прививать ребёнку чувство прекрасного.
      Наблюдайте за своим ребёнком: его поведение даёт куда больше информации, чем списки правильных игрушек, возрастные рекомендации на упаковке или советы посторонних людей в магазине.

    1. Многие родители, ссылаясь на нехватку времени, предпочитают делать многие вещи за своего ребенка. Если малыш проявляет интерес к чему-то, ему нужно дать возможность быть самостоятельным и инициативным. Интеллектуальное развитие происходит параллельно с физическим: когда формируется моторика, ребенок учится завязывать шнурки, одеваться, убирать игрушки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *