Тренируем руку — развиваем речь!

  • Развитие мелкой моторики очень важно для каждого ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены они очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
  • Мелкая моторика— совокупность скоординированных действий нервной,мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Ее развитие происходит естественным образом,начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.Сначала ребенок учится хватать предмет,после появляются навыки перекладывания из руки в руку,так называемый»пинцетный захват» и т.д., к двум годам он уже способен рисовать,правильно держать ложку и кисточку.В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся сложными и разнообразными. Чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Так же, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в обучении навыкам.Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как мышление, внимание, пространственное восприятие(координация),воображение,наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

  •  «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», — писал В. А. Сухомлинский.

Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет, и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев. Они необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. В детском саду ведется систематическая работа по  развитию мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, игры с мелкими предметами,работа с бумагой,с карандашом,игры с нитками, игры в сухом бассейне, завязывание бантиков, шнуровка и т.д.

 

Тренируем руку — развиваем речь!: 4 комментария

  1. Проблема по развитию мелкой моторики актуальна. Хочу с Вами согласиться, эта работа должна проводиться совместно детским садом и семьей. Родителям необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день. В общем-то полезны почти все действия, требующие работы рук и пальцев, способствующие формированию мелкой моторики руки. Чтобы заинтересовать ребенка нужно превратить обучение в игру и не забывать хвалить ребенка.

  2. Спасибо за полезную информацию, тема очень интересная. Подскажите, пожалуйста, а как можно в домашних условиях развивать мелкую моторику рук?

  3. Наташа, в настоящее время в магазине можно купить различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребёнка: пирамидки, мозаику, вкладыши, кубики, развивающий коврик и т. д.
    Для этого необязательно покупать дорогие игры — достаточно воспользоваться остатками тканей, и получатся оригинальные развивающие игрушки. Можно просто подобрать насколько лоскутков различной ткани, чтобы ребёнок поглаживал их. Также можно сшить лоскутные мячики и набить их шерстью, ватой, камушками, различными крупами.
    Можно самостоятельно из самых простых предметов сделать многочисленные пособия для игр. Например, из различных круп, макаронных изделий, ваты делают сенсорные подушечки. Используют для игр прищепки, бусины, пуговицы, ленты, шпагат, карандаши, орехи, пустые коробки, пробки и т. п.
    Хорошо на развитие мелкой моторики руки ребёнка влияют игры с различными небольшими предметами. Можно воспользоваться обыкновенными макаронами различной формы, пуговицами, прищепками и другими мелкими предметами, которые так любят перебирать пальчиками маленькие дети. Конечно, такая забава должна происходить только под присмотром взрослых. Выбрав пуговицы разного размера и цвета можно вместе с ребёнком выложить солнышко, котика или домик.
    Малыш любит перекладывать предметы из одной кучки в другую. Можно предложить ребёнку поиграть самыми простыми предметами обихода. Например, попросить его найти одинаковые пуговицы. Конечно, необходимо следить за тем, чтобы малыш не взял в рот мелкую деталь. Можно поставить перед ребёнком несколько мисок или стаканов, в которые насыпаны фасоль и горох. Надо показать ребёнку, как можно перекладывать их ложкой или горстями из одной ёмкости в другую, или двумя пальчиками.
    Лепка из любого пластичного материала особенно успешно развивает координацию пальцев рук. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, легко изменяет по своему желанию. Основным инструментом в лепке являются руки. Из одного комка пластилина или солёного теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. В процессе лепки можно использовать различные природные материалы. Работы из теста можно просушить и использовать для дальнейшей игры.
    В общем, полезны все действия, требующие работы рук и пальцев, способствующие формированию мелкой моторики руки.

  4. Настя, разные художественные техники в той или иной степени развивают у ребенка разные части руки.
    Основное значение художественной деятельности состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
    Тонкая графическая работа способствует лучшей координации движений, живописные техники формируют свободу и раскованность руки.
    В лепке, пластилинографии отрабатываются разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, ребенок учится соединять детали путем, сглаживания.
    Больше внимания можете уделить нетрадиционному рисованию и аппликации.
    Аппликация из ватных дисков, ниток, ваты, ткани, аппликация из цветной соли, цветного риса.
    Увлекательная аппликация — это обрывная и мозаичная аппликация, аппликация из салфеток.
    Обрывание листа бумаги прекрасно упражняет детей в чередовании напряжения мелкой мускулатуры руки и расслабления. Обрывание листа бумаги показывает содружество обоих рук в работе. Для развития рук желательно давать детям не только произвольное обрывание, но и обрывание по контуру.
    Положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает и салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *