Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи

  • Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи
  • Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребёнка. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. На что в первую очередь обращает внимание школьный учитель при поступлении ребёнка в первый класс? На речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, насколько богата и разнообразна его речь. Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.
    Проблема развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества является особо значимой. Однако современный мир и его технические «игрушки» подменяют ребенку необходимость получения познавательной информации из общения со сверстниками, взрослыми, из детских книг. Ребенок легко осваивает технический язык, но при этом живая речь утрачивает свою значимость, эмоциональность. Следовательно, единственным выходом из сложившейся проблемы является необходимость максимального обогащения речи детей в условиях детского сада и семьи. Педагоги и родители должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка в дошкольном возрасте развивалась правильно и своевременно.
  • В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие включает:
  • — владение речью как средством общения и культуры;
  • — обогащение активного словаря;
  • — развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • — развитие речевого творчества;
    — развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • — знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • — формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • Каковы же условия успешного речевого развития детей дошкольного возраста?
  • 1. Потребность общения или коммуникация. В образовательно-развивающем процессе должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят дошкольника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.
  • 2. Создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи.
    Речевая развивающая среда – это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
  • Компоненты речевой развивающей среды:
  • — речь педагогов;
  • -методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
  • — предметно-развивающая среда, окружающая ребёнка.
  • Речевая развивающая среда в детском саду:
  • 1) Развитие речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. Педагоги побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, а также побуждают к речевому общению между собой.
  • 2) Детям задаются образцы правильной литературной речи, речевого этикета.
  • 3) Развитие звуковой культуры речи детей.
  • 4) Обогащение словаря.
    Педагоги обеспечивают детям условия для включения называемых предметов, признаков и действий в игру и предметную деятельность. Помогают ребёнку овладеть названиями предметов и явлений, их свойств; рассказывать о них. Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносным значением слова), знакомят с синонимами, омонимами, антонимами.
  • 5) Овладение детьми грамматическим строем речи: правильно согласовывать слова в падеже, числе, во времени, роде; пользоваться суффиксами и приставками; формулировать вопросы и ответы; строить предложения.
  • 6) Развитие связной речи.
    Педагоги поощряют детей к рассказыванию (по картине, игрушке, предмету или явлению), к пересказу сказки или рассказа, к инсценированию, разыгрыванию и драматизации; организовывают диалоги между детьми и взрослыми.
  • 7) Развитие у детей понимания речи.
    Педагоги упражняют детей в выполнении словесной инструкции.
  • 8) Развитие планирующей и регулирующей функции речи детей. Педагоги стимулируют детей комментировать свою речь, упражняют в умении планировать свою деятельность.
  • 9) Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
  • 10) Поощрение детского словотворчества.
    Образовательная деятельность в детском саду по ФГОС ДО осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников.
  • Речевая среда в семье формируется:
  • — на примере эмоциональной речи родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев), речь взрослого – пример для подражания;
  • — в общении с другими детьми;
  • — при чтении художественной литературы;
  • — в совместных играх, экскурсиях, походах (взрослого и ребёнка);
  • — в удовлетворении детской любознательности;
  • — через развитие мелкой моторики ребёнка.
  • 3. Значимость материала. Ребенок хорошо расскажет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, тем свободнее ребенок пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе.

 

  • Для детей хорошая речь – залог успешного дальнейшего обучения и развития.   Только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться позитивных результатов в речевом развитии дошкольников.

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи: 7 комментариев

    1. Сроки логопедической коррекции зависят от тяжести речевого нарушения, если это единичное функциональное нарушение произношения звуков «Л», «Р», не осложненное нарушением анатомического строения органов речи и без дизартрических нарушений, то звук ставится и вводится в речь от 2 недель до 1 месяца. Если нарушение связано с неврологическими проблемами (гипертонус мыщц, спазм), аномалиями в строении органов (расщелины, неправильный прикус), то возможно от 6 месяцев и до года. В некоторых сложных случаях (выраженные дизартрические нарушения) возможно только искаженное (примерное) произношение звуков и не удаётся получить правильное.

    1. Роль родителей в развитии речи ребенка очень велика. Существует много книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например, Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для 2 развития речи». В сети интернет много обучающих вебинаров по постановке звуков. Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Речь взрослых должна быть образцом для подражания: плавная, эмоциональная, медленная, без «сюсюканья», с понятными ребенку словами. Очень полезно читать детям стихи, сказки, соответствующие их возрасту. Важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

  1. Согласно с автором статьи. Проблема очень актуальна. В дошкольном учреждении специалистами ведется большая работа. Я тоже считаю, что совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться существенных результатов в речевом развитии детей и таким образом подготовить их к школе.

    1. Речь здорового ребёнка должна развиваться с учётом таких этапов (плюс-минус полгода для каждого указанного возраста)

      1 год — в пассивном словаре 10-20 слов (он их понимает и может показать или хотя бы посмотреть на названный предмет). В активном словаре — около пяти или десяти коротких слов.
      2 года — активный словарь увеличивается до 100-300 слов, в речи появляются простые короткие предложения-словосочетания «дай китю», «хочу игрушку», «киса сидит».
      3 года — в активном словаре около 1000 слов, при этом ребёнок может дать адекватный ответ на вопрос.
      4 года — может правильно повторить слово из четырёх слогов за взрослым, освоил понятия «большой-маленький», «много-мало».
      5 лет — может повторить предложение из девяти слов. Оперирует понятиями «сегодня», «завтра», «вчера» — для согласования времён и структурирования речи.
      6 лет — в активном словаре более 2 000 слов. В этом возрасте можно учить его составлять рассказ по картинке — к первому классу как раз пригодится.
      7 лет — активный словарь более 3 000 слов, у ребёнка сформирована связная речь, он может пересказать прочитанный рассказ или услышанную историю.
      Из этих норм формируются требования к речевому развитию при поступлении в школу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *