Готовим руку к письму

Готовим руку к письму

Одним из направлений работы по подготовке ребёнка к обучению в школе является развитие графических навыков.

Письмо — это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге или других материалах путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.

Письмо — сложный навык, и в полном объеме он недоступен ребенку-дошкольнику: рука физиологически несовершенна (слабо развиты мелкие мышцы, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, им труден захват карандаша) и находится в стадии интенсивного развития. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

  1. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры (3- 4 раза в день), ручной труд).
  2. Формирование правильного захвата карандаша.

Карандаш  держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.

4.Формирование правильного распределения мышечной нагрузки рукиподразумевает: напряжение, быстрое чередование расслабления и силового напряжения (именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме).  Осуществляется в играх типа «Покрути карандаш», «Накорми птиц», «Мозаика», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой).

Причем во всех этих направлениях работы одновременно формируется навык работы тремя пальцами (щепотью).

5.Аналитико-синтетическая деятельность (умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв). В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез только печатных букв (заглавных).

Анализ включает в себя умение ребенка определять, сколько элементов в образе буквы и какие они. Например, в печатной букве А три элемента — палочки: две длинные и одна короткая.

С помощью синтеза ребенок собирает целостный образ буквы из необходимых элементов.

Работе с буквами предшествуют игровые упражнения на умение проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов (елочка, снежинка, домик, скворечник и др.).

5.Подготовка к технике письма (развитие пространственной ориентировки; написание горизонтальных линий слева направо и вертикальных линий сверху вниз, штриховки, обводки).

6.Формирование элементарных графических умений (упражнения, подготавливающие к письму, печатание непосредственно букв).

При выполнении движений основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению. В процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается всё движение от начала до конца. Поэтому дети тщательно и старательно пытаются выводить буквы, срисовывать рисунки. Им бывает трудно провести даже несколько строго параллельных линий, трудно на глаз определить величину знаков (букв). Детям легче печать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем писать в узкой строке. Именно в этот момент дети осваивают пространственные соотношения, хорошо различают положение фигур на плоскости, овладевают умением в действии соизмерять ширину, высоту, длину и форму предметов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *